Главная » Статьи » Амуниция и снаряжение

Окраска танков вермахта

В ходе Польской кампании 1939 года, кампании на западе в 1940 году и операции "Barbarossa" летом 1941 года, вся германская бронетехника была окрашена в серый танковый цвет. Он представлял из себя тёмный сине-серый цвет, и покрывал все внешние стороны машины, в томчисле внутренние стороны крышек люков. Данный цвет был настолько тёмным, что танки Pz.Kpfw. I, воевавшие в составе легиона Condor во время гражданской войны в Испании получили кличку "negrillos" (негры). Единственными дополнительными цветами, использовавшимися для окраски бронетехники, были светло-кремовый (окрашивались внутренние отсеки) и красный, использовавшийся обычно как грунтовка и, естественно, становившийся невидимым после окраски поверху другим цветом. Столь малое проявление интереса к камуфляжу бронетехники объясняется доминировавшей в тот период в командовании Вермахта наступательной тактикой ведения боевых действий. Германские танки того периода были сконструированы исключительно для стремительной атаки, а когда они уже в атаке и не собираются отступать, то какая разница как они окрашены.

Цвета рал вермахт

Германия оказалась совершенно не готова к ведению зимней кампании 1941-42 г.г. в СССР. В связи с этим танковые экипажи, кто во что горазд, придумывали свои импровизированные типы зимнего камуфляжа. Часто единственным средством нанесения зимнего камуфляжа были раствор извести, мел или даже белая (светлая) одежда. В последующих зимних кампаниях поставка белил и других покрытий для нанесения зимнего камуфляжа была налажена. Зимой же 1941 года кроме отсутствия снабжения красками для зимнего камуфляжа, не была налажена даже поставка инструментов для окраски танков. Экипажам приходилось использовать для этих целей мётлы, связки веток и т.д., что приводило к тому, что камуфляж был нанесён неравномерно и с разрывами.

На заводах Германии новая бронетехника окрашивалась в серый танковый цвет (с сезонными перерывами на белый) до 18 февраля 1943 года, когда была принята новая система камуфлирования бронетехники (постановление HM 1943 Nr.181). Новым заводским цветом, называвшемся тёмно-жёлтым, стала "серая горчица", которая была очень близка по тону к светло-песочному цвету. Дополнительно каждая единица бронетехники комплектовалась ещё двумя красками: оливково-зелёной и красно-коричневой, которые могли быть нанесены поверх заводской для создания камуфлированной окраски. Эти краски поставлялись в двух- или двадцатикилограммовых банках. Никаких инструкций по нанесению камуфляжа не прилагалось, решение данного вопроса возлагалось на командиров подразделений. Те, в свою очередь, при выборе схемы камуфляжа, руководствовались местными природными условиями. Новые машины прибывали с заводов окрашенные только в заводской тёмно-жёлтый цвет. После нанесения на них камуфляжа, и более старые машины подразделения получали такой же камуфляж.

Немецкий танковый камуфляж

Новая система предполагала гибкий подход к нанесению камуфляжа в зависимости от местных природных условий, но это не всегда срабатывало. В 1943-44 годах многие вновь прибывшие на Восточный фронт машины, так и оставались окрашеными в заводской тёмно-жёлтый цвет. Это был не лучший цвет для европейского театра военных действий, так как такой танк легко обнаруживался и с воздуха, и наземными наблюдателями. Дело в том, что нанесение камуфляжа возлагалось целиком и полностью на экипаж данной машины, но часто экипаж был занят выполнением гораздо более важных задач, чем перекраска танка.

В последние годы войны Вермахт ввёл новые правила, оговаривающие схемы нанесения камуфляжа. Германская бронетехника начала окрашиваться в новые варианты камуфляжа 1943 года, используя те же цвета, но ограничиваясь строгими схемами нанесения. Схемы камуфляжа включали в себя широкие с чёткими краями полосы, покрытые маленькими точками тёмно-жёлтого цвета. Такой камуфляж получил название "Засадная схема", так как данный камуфляж как нельзя лучше подходил для машин, оперирующих в лесистой местности. Он повторял рисунок опавших жёлтых листьев на лесной подстилке. Ближе к окончанию войны налаженная система снабжения начала давать сбои. Всё чаще на заводах для окраски новых машин вновь стали применять старый серый танковый цвет, когда с поставками стандартного тёмно-жёлтого возникали проблемы. Машины, производившиеся в Чехословакии, например Hetzer, начали выпускаться окрашенными в цвета чешской армии, включавшими в себя основной тёмно-зелёный цвет, по которому располагались кремовые и тёмно-красные мазки.

Хороший камуфляж становится эффективным только при наличии налаженного снабжения и вводе в боевые действия более совершенных типов бронетехники. Древесная листва и ветки вероятно являются наиболее приемлемыми фигурами хорошего камуфляжа, хоть его эффективность и является кратковременной. Иногда, в отсутствии других средств, танки камуфлировались при помощи обыкновенной грязи, чтобы хоть как-то прикрыть легко заметную серую или тёмно-жёлтую заводскую краску. Одним из способов защиты германских танков от магнитных мин, было заводское нанесение на вертикальные стенки машины специализированной антимагнитной пасты Zimmerit. Это не влияло на окончательный цвет машины, так как Zimmerit наносился на корпус до окраски. В основном период использования пасты Zimmerit на германских штурмовых самоходных установках и танках ограничивается 1943-44 годами.






Категория: Амуниция и снаряжение | Добавил: eisernekreuz (01.03.2012)
Просмотров: 13529 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: