Несколько десятилетий по поводу знамени, водруженного на крышу Рейхстага, бытовала лишь одна версия. Именно она, само собой, и была официальной и обсуждению не подлежала.
«Знамя Победы» - так назвали в литературе стяг, укрепленный на верхушке сержантом Михаилом Егоровым и младшим сержантом Мелитоном Кантарией. Именно так это событие зафиксировала кинохроника тех лет.
Немногим известно, что та сцена водружения знамени была постановочной, ее засняли в тот день, когда стрельбы уже почти не было – 2 мая. В этом нет ничего криминального, сам факт взятия последнего оплота фашисткой Германии, безусловно, гораздо важнее, чем сама съемка. Еще 30-го апреля бой за него еще вовсю продолжался, и было не до кинооператоров.
Так как предугадать, кто из разных штурмующих подразделений первым прорвется к Рейхстагу было невозможно, то командование приказало приготовить сразу несколько полотнищ. Этот приказ бойцы успешно выполнили: было сшито девять знамен из подручного материала прямо во фронтовых условиях. Знамя под пятым номером получили воины стрелковой дивизии №150, находящейся в составе дивизии 3-й ударной армии.
Сам штурм Рейхстага, который охраняло более тысячи фашистов, советская армия начала 29 апреля, в аккурат к круглой дате 1 мая (товарищ Жуков хотел сделать подарок Сталину, чем отправил на тот свет множество бойцов Красной армии).
Вот как описывает этот штурм Алексей Берест, тогдашний лейтенант:
«В молниеносном броске мы бросились в открывшийся проход центрального входа здания, двери которого были подорваны гранатой. В это время при моем участии знаменосцами товарищами Кантария с Егоровым было закреплено армейское знамя № 5 на одной из колонн центрального входа в рейхстаг в 14.30 дня 30 апреля».
Бой был еще в самом разгаре. Позже, когда с нижних этажей немцев оттеснили, было принято решение открепить знамя и перенести его выше, желательно на купол. Около 22 часов командир отделения Щербина выделил десять бойцов для прикрытия знаменосцев.
«Товарищи Кантария и Егоров открепили знамя от колонны, и при поддержке огнем мы стали подниматься по винтовой лестнице. Вследствие артиллерийских обстрелов оказалось, что лестница в некоторых местах была разрушена, препятствие нам удалось миновать путем образования живой лестницы: становился я, на меня — товарищ Кантария, а на нас — товарищ Егоров. И в 22.50 наше советское Знамя Победы заколыхалось на фронтоне рейхстага», — так описывает это историческое событие Алексей Берест.
Именно это знамя сегодня выставлено в экспозиции Центрального музея Вооруженных сил. Стоит упомянуть, что на крыше уже очищенного от врага Рейхстага побывал заместитель начальника музея по научной работе подполковник Петр Николаевич Логинов. Им были сделаны зарисовки, которые легли в основу картины — она была написана позже и также хранится в музее.
Но это знамя оказалось не единственным, укрепленным на куполе в то же время.
Группе разведчиков-корректировщиков 171-й стрелковой дивизии капитана Владимира Макова вместе с пехотинцами батальона капитана Неустроева тоже удалось пробиться на крышу Рейхстага. И сержант Михаил Минин водрузил на скульптурную композицию «Германия» красное знамя. О чем бойцы доложили по рации в штаб 79-го стрелкового полка генералу Переверткину.
К сожалению, это знамя до сегодняшнего дня не сохранилось.
Не вдалеке от скульптуры на крыше развевалось еще одно знамя. Его укрепили лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и рядовой Георгий Булатов.
Наличие этих знамен подтверждено официальными донесениями. Возможно, были и другие флаги, которые упоминаются в послевоенных мемуарах.
А кто изображен на знаменитой фотографии, запечатлевшей советского солдата, укрепляющего флаг над куполом Рейхстага? Долгое время считалось, что заснят момент, когда полотнище крепит сержант Егоров. Однако это не так. Кто же в кадре?
Ответ на этот вопрос дал автор снимка — военный корреспондент Евгений Халдей. Задание сделать такую фотографию он получил от руководства ТАСС. В отделе фотохроники этого агентства уже имелись аналогичные снимки Халдея, запечатлевшие победные знамена над освобожденными Новороссийском, Керчью, Севастополем.
По просьбе Халдея портной Кишицер сшил три полотнища из красных скатертей. Серп с молотом и звезду вырезал из белой простыни сам фотограф. Пригодились все три стяга. Первый из них Халдей запечатлел на крыше штаба Восьмой гвардейской армии. Здание, где разместился штаб, было увенчано орлом, держащим в когтях земной шар. К нему-то три бойца и прикрепили полотнище, а Халдей, забравшись на крышу вместе с солдатами, сделал несколько снимков. Второе знамя удалось закрепить на Бранденбургских воротах. Сделали это 2 мая лейтенант Кузьма Дудев и сержант Иван Андреев. И вновь Халдей сделал несколько исторических снимков. Кстати, забраться на ворота оказалось проще, чем спуститься с них. Спрыгивая на землю, фотограф повредил ногу, что, впрочем, не нарушило его планов сфотографировать третий стяг на крыше Рейхстага.
Сам Халдей признавался, что, когда он добрался до здания, флагов на нем было немало. Халдей обратился с просьбой к группе солдат роты разведчиков Гвардейской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого Запорожской стрелковой дивизии. Помочь фотографу вызвались киевлянин Алексей Ковалев, минчанин Леонид Горычев и старшина Абдулхаким Исмаилов из Дагестана. Они поднялись на крышу, Алексей Ковалев стал укреплять знамя, а Халдей сделал тот самый исторический снимок.
Чей же флаг оказался на куполе Рейхстага первым? Ответить сегодня на этот вопрос однозначно невозможно. Во-первых, шел бой, в условиях которого было не до протоколирования событий. Во-вторых, купол Рейхстага — сооружение огромное. Все флаги крепились к скульптурам на уровне его основания. Поэтому увидеть, что творится на другой стороне здания, невозможно, обзор закрывает сам купол.
Может быть, именно поэтому Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2007 года № 68-ФЗ «О Знамени Победы» не утверждает, что именно стяг, хранящийся в Центральном музее Вооруженных сил, был укреплен первым. Более того, в Законе фигурирует не 30 апреля, а 1 мая, когда, как доподлинно известно, знамен над Рейхстагом было немало. Вот выдержки из этого Закона, которые и поставят точку и в затянувшемся споре и в этой главе книги.
В целях увековечения народного подвига в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в ознаменование заслуг воинов советских Вооруженных Сил перед Отечеством и в знак благодарности потомков победителям фашистских захватчиков настоящим Федеральным законом устанавливаются статус Знамени Победы, правовые основы его хранения и использования.