Главная » Статьи » История

Можно ли было купить в СССР автомобиль на честно заработанные деньги?

Можно ли было купить в СССР автомобиль на честно заработанные деньги?

 


Послевоенное время:
Автомобили появились в свободной продаже с 1949 года. Масса трофейных автомобилей разошлась по рукам тех, кто имел доступ к распространению этих трофеев; но отечественный автопром тоже развернулся на полную катушку. Известно, что довоенная торговля автомобилями была делом скорее исключительным, тем более что с начала войны весь частный «автопарк» был изъят на нужды государства. К концу сороковых в СССР в продаже было всего три основные марки машин, все «свои» (цены на автомобили в 1949 году):
«Москвич»  - 8000 рублей;
«Победа»  - 16 000 рублей;,
«ЗиМ» - 40 000 рублей;.
«ЗиМ» приобретался государственными организациями и был советской машиной "представительского класса".  Как следует из источников, зарплата квалифицированного рабочего могла составлять 1000 рублей (а стахановцы получали и до 8000 рублей в месяц), министр союзного значения получал 5000 рублей, а академик - свыше 10 000.








Времена "развитого социализма":

В 1960-70е годы автомобиль в союзе стал настоящей «советской мечтой» и нервом потребительского ажиотажа. Хрущев, как известно, считал автомобиль роскошью и упор делал на развитие парка общественного транспорта. Но он не запретил личный автотранспорт, и, соответственно, мечта о своем автомобиле оказалась исполнимой даже при неблагоприятном отношении к ней плановиков, Отечественный автопром шел по пути, проторенному более продвинутыми странами (например, ориентируясь на ФИАТ и сотрудничая с ним). Но главное - количество автомобилей росло в прогрессии.
К середине 1970-х гг. цены (при средней зарплате около 200 рублей; были примерно такими: «Волга» ГАЗ-24 - 9200 руб., «Жигули» ЗАЗ-2101 - 5500 руб., ВАЗ-21011 - 6000 руб., 3A3-2103 - 7500 руб., «Москгич-412» - 4990 руб., «Запорожец» ЗАЗ-968 - 3500 руб. В первой половине 1980-х гг . «Ниву» можно было взять за 10300 руб . , «Москвич-2140 Люкс» - за 8000 руб., а «Запорожец ЗАЗ-968М» - за 5000 руб. Развивался и рынок автомобилей, бывших в употреблении. Семилетний «Запорожец» можно было купить рублей за 700. Очень быстро развивалось любительское автотехобслуживаиие (сам себе мастер;: в журналах типа «За рулем» и даже «Наука и жизнь» давались разные советы по ремонту отечественных автомобилей.

АВТОПРОМ СССР

Дефицит автомашин для любителей сочетался и с дефицитом запчастей к ним. На станциях технического обслуживания, как вспоминают сегодня мемуаристы, всегда были самые разные запасные детали, но только для «своих». Простому человеку отвечали одно и то же: «Нет в наличии»,.. Вот и приходилось опять все доставать. Если в 1965 г. автомобилей реализовали на 206 млн, то в 1970-м - уже на 1280,5 (то есть в 6,9 раза больше).
Приобретались машины либо после многолетней очереди на предприятии, либо в комиссионном магазине (можно было еще быть награжденным машиной и выиграть ее в лотерею). Дефицит и очереди были причиной постоянного ажиотажа вокруг машин. В фильме «Берегись автомобиля» точно воспроизведены реалии «автомобильной лихорадки» в СССР.
Общая статистика продаж показывает неуклонный рост производства легковых автомобилей в СССР вплоть до 1980-х гг., когда производство стабилизировалось на 1,3 млн штук в год (с 5,5 тысячи в 1940 г.). Качественный прорыв в отечественном автопроме был достигнут к 1970 г, (итальянцы под ключ сдали СССР автозавод в Тольятти; производство автомобилей на одном этом заводе поднялось до 700 тысяч штук в год). Как ни удивительно, несмотря на прогресс в создании и внедрении новых интересных марок машин (той же «Нивы», позднее легковушек с кузовом типа хетчбэк), отечественный автопром вплоть до развала СССР не мог удовлетворить спрос на автомобили, Конечно, цены менялись, облегчались условия приобретения, но дефицит сохранялся.

Советский автомобиль ГАЗ-12 ЗИМ:
Категория: История | Добавил: Forester (01.08.2017)
Просмотров: 63 | Теги: история, автопром ссср | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: