Огнеметные танки вермахта. Часть вторая.



Артиллерийский огонь повредил танк фельдфебеля Бока - была разбита гусеница и танк потерял ход. Остальные экипажи не замегили этого, поскольку танк Бока был далеко впереди. Сообщение по радио было неразборчивым. Радиосвязь была нарушена, так как многие радиостанции были повреждены взрывной волной.
Чтобы предотвратить скученность при отходе танков, отход производили по одному, кроме того место сбора было перенесено.
Поэтому отсутствие танка Бока было вновь не замечено.
Примерно через час после отвода танков, англичане получили подкрепление, а истребители- бомбардировщики противника начали налет на город. Эскадрон разведки частично покинул город. Экипаж фельдфебеля Бока попытался было заменить поврежденные траки, но плотный пулеметный огонь вынудил танкистов покинтуть танк. Фельдфебель вместе со своим экипажем отступал пока не встретил нескольких разведчиков. Тогда танкисты присоединились к
пехоте и участвовали в атаке на город. На позиции роты экипаж фельдфебеля Бока вернулся
только в 17.00. 
1-я рота огнеметных танков захватила в плен английского капитана и 13 солдат-индусов. Потери противника убитыми и раненными от огнеметов были не меньше, чем от других типов оружия. Во время отхода танки подверглись налету авиации противника. Четыре огнеметных танка, четыре PzKpfw IV, две штурмовые гаубицы и три штурмовых орудия были слегка повреждены. Только один PzKpfw IV (L/ 24) и одно штурмовое орудие нуждались в капитальном
ремонте. Поврежденные машины были отбуксированы в тыл".

Еще одно донесение описывает контратаку 2-й роты огнеметных танков 26-го танкового полка и оберлейтенанта Рукдешеля, предпринятую 16 декабря 1943 года. "В 3.00 2-я рота огнеметных танков (командир лейтенант Таг), состоящая из пяти PzKpfw III (Fl) и двух итальянских штурмовых гаубиц, в сопровождении танка оберлейтенанта Рукдешеля, перешла в контратаку. Прорвавшись сквозь передовую линию обороны, проходившую вдоль шоссе Ортона-Орсанья, танкисты столкнулись с сильным сопротивлением противника, который вел плотный огонь, главным образом из станковых пулеметов. Кроме того противник произвел артилленийский налет на шоссе.
Двигаясь вдоль шоссе, огнеметные танки поддержали пулеметным огнем действия парашютистов (Fallschirmjaeger). Выявив главные опорные точки обороны противника танки свернули с шоссе влево. Местность была проходимой для танков. При поддержке гаубичного и пушечного огня огнеметные танки выжгли большое количество пулеметных гнезд и других полевых укреплений. Противник понес тяжелые потери и прекратил сопротивление.
Огнеметчикам удалось так сжечь неприятельский танк, тип которого из-за темноты определить не удалось. Англичане замаскировали танк под стог сена, но огнеметным танкам удалось успешно подобраться к неприятелю и уничтожить танк несколькими выстрелами из огнемета.
В это время передовые танки наткнулись на сильную противотанковую оборону противника. Кроме того, шоссе оказалось
заминированно. Англичане удачно расположилисвою позицию - тяжелые условия местности исключали обход. Этой задержкой и воспользовались огнеметные танки. Они начали очищать от противника окружающую местность, уничтожая английскую пехоту из огнеметов и выгоняя солдат из укрытий под пулеметный огонь. За время боя каждый танк произвел более 150 выстрелов из огнемета, поэтому все машины были отведены для заправки. Два танка были безвозвратно потеряны. Один Flammpanzer был подбит танком противника, а в другой попал снаряд противотанковой пушки. Один рядовой и
унтерофицер были ранены, один унтерофицер пропал без вести".

Огнеметные танки использовались и на Восточном фронте. Ниже приводится донесение от 31 января 1944 года, о боевом применении огнеметных танков 36-го танкового полка. "Взвод огнеметных танков участвовал в боях дважды.
 Огнеметные танки использвались, главным образом, против неприятельских позиций. Однако желаемые результаты не были достигнуты. Несмотря на поддержку артиллерии и танков огнеметчики несли большие потери из-за массового применения противником противотанковых ружей и сложных условий местности (равнина без малейшего укрытия). В первом же бою были потеряны два огнеметных танка. Танки были видны издалека и навлекали на себя интенсивный огонь противника. Относительно тонкая броня и недостаточная защита огнемета затрудняли действия танков. Использовать огнеметные танки лучше всего было там, где это позволяли условия местности (северный и центральный участки Восточного фронта). Кроме того прежде чем применять огнеметные танки необходимо было подавить противотанковую оборону противника.
Так же необходимо было увеличить толщину брони танка в два раза и установить экраны (Schuerzen), чтобы защитить машины от кумулятивных снарядов.

На южном участке фронта огнеметные танки могут быть использованы в ограниченном числе случаев, главным образом, для обороны городов - вместе с обычными танками. При таком применении огнеметные ганки несли гораздо меньшие потери".
Это донесение было направлено в штаб 14-й танковой дивизии. Дальше оно попало в штаб XLVII корпуса, а затем в руки Главного инспектора бронетанковых войск генерала Гудериана, который наложил следующую резолюцию: "Использование огнеметных танков неэффективно. Взаимодействие с остальным танковым полком в должной мере не налажено. Обеспечить необходимую глубину атаки танковых подразделений в настоящих условиях невозможно. Поддержать наступление одновременно могут только 12-20 танков и небольшое количество пехоты".
К июню 1944 года в 26-й танковой дивизии осталось только шесть огнеметных танков. Четыре танка были отправлены в тыл для капитального ремонта, где на базе их шасси были сделаны штурмовые орудия. 27 ноября 1944 года Гитлер приказал оборудовать большое
количество (как минимум 20-30) огнеметных танков, предназначенных для выполнения специальных задач. Из этого количества было построено десять PzKpfw III (Fl), которыми была вооружена недавно сформированная 351-я рота огнеметных танков.

6 января 1945 года генерал-майор Гудериан уведомил штаб группы армий "Юг" о том, что Panzer-Flamm-Kompanie 351 готова к ведению боевых действий в районе Будапешта. Он также распорядился, чтобы рота была придана какoму-либо танковому полку или батальону. К 10 апреля 1945 года в роте осталось четыре боеспособных танка и еще один танк был в
ремонте.

StuG-I (Flamm)



На совещании, состоявшемся 1-3 декабря 1943 года, Гитлер приказал изготовить серию самоходных установок, вооруженных огнеметами. На самоходки установили огнемет системы Шваде (Flammen-Anlage System Schwade).
Сначала было переделано десять машин. Вместо того, чтобы устанавливать огнеметы на новые шасси, переоборудованию подвеглись десять самоходок, направленных в капитальный ремонт. Первые машины были получены "aus Instandsetzung" (из капремонта) в мае 1943 года, а
полностью серия была завершена в июне 1943 года.
Эти десять Sturmgeschuetze (Flamm) были предназначены для 1-й танковой школы, куда и
прибыли железной дорогой 29 июня 1943 года. Документы говорят о том, что две самоходки сгорели при пожаре. Поврежденные корпуса были
отправлены на завод, где были отремонтированы и машины вновь были отправлены в танковую
школу в сентябре 1943 года. О боевом применении этих самоходок документальных свидетельств нет.
В январе 1944 года все десять машин были возвращены на завод и переделаны обратно в штурмовые орудия. Семь машин были переделаны в феврале 1944, 1 - в марте и 2 - в апреле.


Sd Kfz 251/16



Описание и спецификация

Огнемет, примененный на среднем бронетранспортере mittlere Schuetzen-Panzer- Wagen (Sd Kfz 251/16), по конструкции был
аналогичен тому, что устанавливался на PzKpfw В2 (F1). Этим огнеметом был Flamm-Anlage Bauart Koebe (огнемет системы Кёбе), состоящий из
двухтактного двигателя DKW, насоса Koebe, 7- мм огнеметной трубы соединенной с 10-метровым шлангом, одного 10-метрового удлиняющего шланга и двух резервуаров с горючей смесью. Полный вес огнеметной установки составлял 850
кг.
Две 14-мм огнеметных трубы вместе с бронещитками были установлены по обоим
бортам бронетранспортера. Обе трубы имели сектор обстрела в 160°. Ручной 7-мм огнемет, соединенный гибким шлангом с остальной
системой, был установлен в кормовой части бронетранспортера.
Два резервуара с горючей смесью размещались у бортов в задней части боевого отделения. Они вмещали 700 литров горючей
смеси Flammoel №19. Этого количества хватало на 80 односекундных выстрелов. Секундный
расход горючей смеси составлял 8 л/сек. При стрельбе из одного огнемета
дальность стрельбы составляла 50 метров холодной смесью и 60 метров горящей смесью.
Когда велся огонь одновременно из двух огнеметов, давление в системе падало и дальность
стрельбы снижалась. При закрытых клапанах давление в системе составляло 15 атм, при
стрельбе оно снижалось до 13 атм. Давление поддерживал насос Koebe HL II 40/40 1000/200,
который работал от двухтактного двигателя Auto-Union ZW 1101 (DKW) мощностью 28 л.с. и
рабочим объемом 1100 см3. 25 литров бензино- маслянной смеси обеспечивали работу двигателя
при полной нагрузке в течение двух часов. 14-мм огнеметные трубы имели
электрическую систему воспламенения (Spezial- Zuendkerzen), а горючая смесь, выстреливаемая 7- мм ручным огнеметом воспламенялась специальным патроном (Mauser-Patron).
До мая 1944 года были проведены несколько модификаций огнемета, которые были отражены в руководстве по эксплуатации D 546|4.
Переделки затронули прежде всего две 14-мм огнеметные трубы. Бензино-электрическая система воспламенения была заменена на патронную. 25 патронов размещались в магазине.
Ручной 7-мм огнемет был демонтирован. В передней части боевого отделения устанавливался пулемет MG 34, закрытый бронещитком. Экипажбыл вооружен двумя пистолетами - пулеметами МР38 с боезапасом 2010 патронов к MG 34 и 1024 патрона к пистолетам-пулеметам.

Масса машины - 8620 кг, экипаж - четыре человека. Командир экипажа также обслуживал радиостанцию Funksprechgeraet Т и пулемет. Два
человека управляли огнеметами. Механик- водитель располагался в передней части боевого отделения.
Толщина лобовой брони - 14.5 мм, бортовой и кормовой - 8 мм. Броня обеспечивала надежную защиту от бронебойных пуль калибра
до 8 мм на всех дистанциях.
Шасси было разработано фирмой Ханомаг (Ганновер). В движение машину приводил шестицилиндровый карбюраторный
двигатель жидкостного охлаждения Майбах HL 42 TURKM рабочим объемом 4198 см3 и мощностью 100 л.с. при 3000 мин-1.
Четырехскоростная коробка передач с повышающим/понижающим переключением
передавала крутящий момент на планетарную систему управления и дальше на ведущие колеса.
Ходовая часть состояла из шести опорных катков. На бронетранспортере применялась торсионная
подвеска.


Выпуск



Сообщение о выпуске первых mittlere Flammpanzerwagen датируется январем 1943 года.
За период с января по июль 1943 года было изготовлено 96 огнеметных
бронетранспортеров. Точные цифры,
отражающие дальнейший выпуск неизвестны, поскольку в конце войны немцы перестали вести точный учет модификаций Sd Kfz 251.
Выпуск огнеметных бронетранспортеров был налажен на нескольких заводах, в том числе Бумаг и Гёрлитц. До наших дней сохранились
планы выпуска Sd Kfz 251/16, согласно которым эти машины продолжали выпускать с октября 1944 по май 1945 года. На 1 сентября 1944 года вермахт располагал 293 бронетранспортерами Sd Kfz 251/16. Это означает, что за период между августом 1943 и августом 1944 года было выпущено более 200 машин Sd Kfz 251/16.

Организация частей и боевое применение



Первое время из огнеметных бронетранспортеров формировали огнеметные взводы (Flamm-Zug) по шесть Sd Kfz 251/16 в
каждом взводе. Эти подразделения придавались штабным ротам гренадерских полков. Структура огнеметного взвода была определена штатным расписанием KStN 1130 от 1 августа 1943 года.
Взвод рассматривался в качестве неполного подразделения (Teil-Einheit). Его структура была изменена, когда в силу вступило штатное расписание KStN 1104 от 1 ноября 1943 года.
Теперь взводы огнеметных бронетранспортеров(2. Flamm Zug) становились составной частью штабных рот гренадерских полков.
В начале 1944 года, когда было принято KStN 1118 от 1 апреля 1944 года, взвод
огнеметных бронетранспортеров был выведен из состава штабной роты и был придан инженерной гренадерской роте гренадерского полка. Таким
образом в каждом гренадерском полку было по шесть Sd Kfz 251/16. То есть в каждой танковой дивизии было по шесть машин. Исключение
составляла лишь Учебная танковая дивизия, в состав которой входило два гренадерских полка.
Вступление в силу нового штатного расписания не приводило к автоматическому
изменению организации подразделений. Для того, чтобы такие изменения произошли в конкретной части требовался отдельный приказ штаба армии.
Оснащение дивизий происходило по мере поступления новых машин. Начавшись в 1943 году, процесс дооснащения шел медленно и к
середине 1944 года взвод огнеметных бронетранспортеров был только в половине танковых дивизий. В отдельных танковых бригадах также были инженерные гренадерские роты и, следовательно, взводы огнеметных бронетранспортеров.





1 февраля 1944 года из дивизии "Великая Германия" поступило донесение о боевом использовании mittlere Flammpanzerwagen. 27
июня 1943 года штабная рота гренадерского полка "Великая Германия" была оснащена шестью Sd Kfz 251/16. В донесении описывается 14
боевых эпизодов. Тактика: "Огнеметный бронетранспортер - ценное и эффективное вооружение, при условии его правильного активного и осмотрительного
применения. Хорошо обученные и опытные экипажи повышают вероятность эффективного использования машин.
При использовании бронетранспортеров в танковой атаке, особое внимание необходимо
уделить полному подавлению противотанковой обороны противника, поскольку огонь танков и противотанковых пушек немедленно выводит бронетранспортеры из строя. Тактические принципы, принятые для огнеметных
бронетранспортеров, участвующих в танковой атаке, ничем не отличаются от таковых, принятых для других модификаций Sd Kfz 251.
Танковая атака - не самый лучший способ применения огнеметных бронетранспортерв. Вообще, Sd Kfz 251/16 - это
последний резерв в руках командира полка. Наилучшие результаты могут быть получены при использвании mittlere Flammpanzerwagen в
быстрых и острых атаках. Неожиданное нападение на противника
позволяет в полной мере использовать боевые качества огнеметов. Бронетранспортеры
особенно хороши для контратак, пока противник не успел подтянуть противотанковое вооружение
и еще не знаком с местностью. В дерзкой контратаке, длившейся 45 минут, удалось достичь
значительного успеха. 80 солдат противника были убиты, 20 ранено и обожжено и около 20
захвачено в плен. Остальные солдаты противника бежали с поля боя, побросав оружие.
Эффективно действуют огнеметные бронетранспортеры ночью. Несмотря на демаскирующий эффект огнеметов, практика
показала, что ночью вероятность поражения противотанковыми пушками противника очень
мала. Слепящий свет пламени нарушаетприцеливание и затрудняет стрельбу вражеским артиллеристам.
По ночам огнеметные бронетранспортеры оказывают огромный деморализующий эффект на живую силу
противника. Кроме этого, огонь освещает поле боя и облегчает задачу для других атакующих. В нескольких ночных атаках был достигнут полный
успех - несколько боевых групп противника были полностью уничтожены. Хорошо
зарекомендовали себя бронетранспортеры во время боев на кукурузных и подсолнечниковых полях.
Экипажи огнеметных бронетранспортеров должны быть, по возможности, вооружены пистолетами-
пулеметами и ручными гранатами. Атака огнеметных бронетранспортеров должна быть
быстрой и неожиданной - таково основное тактическое правило использования Sd Kfz 251/16.
Дерзкая атака, с постоянным применением огнеметов, ручных гранат и автоматического
оружия, должна сразу же последовать за быстрой разведкой. Командир взвода огнеметных
бронетранспортеров не может тратить время на раздумывание".
Техника: "Ручной огнемет, расположенный на корме бронетранспортера совершенно бесполезен. Бортовые огнеметы
имеют достаточный сектор обстрела, который может быть еще увеличен умелым маневрированием машиной. Эти огнеметы
успешно поражают любые доты, ячейки и отдельные окопы. Если главные огнеметы во
время боя вышли из строя, то для того, чтобы привести в действие ручной огнемет требуется слишком много времени. Поэтому экипаж
бронетранспортера должен немедленно
применить ручные гранаты и Пистолеты- пулеметы, используя каждую секунду, пока
бронетранспортер не вышел из боя. Плотный огонь противника из ручного оружия может вывести из строя огнеметчиков, несмотря на бронещитки. Увеличив размеры бронещитков до 20 см можно значительно уменьшить потери среди экипажа.
На машину командира взвода необходимо установить дополнительную радиостанцию, с помощью которой можно было
бы координировать свои действия с танками или штурмовыми орудиями.
Кроме огнеметов на бронетранспортеры необходимо установить сирену, которая
усиливала бы деморализующий эффект. Работать сирена должна от насоса.
Недостаточная вентиляция двигательного отсека приводит к перегреву мотора, особенно летом во время марша.
Экипажи в этом случае открывают крышку двигательного отсека, хотя это не уменьшает перегрев. В любом случае крышка во время боя должна быть закрыта".


Flammpanzer 38



27 ноября 1944 года Гитлер приказал
построить по меньшей мере 20 огнеметных танков, предназначенных для выполнения особых заданий. На следующий день Гитлер вновь поднял
этот вопрос и приказал определить, сколько огнеметных танков можно будет иметь через три
дня, построив их на базе уже имеющихся шасси танков и самоходок. Уже 3 декабря ему был
доложен план переделки 35 Flammpanzer. Среди этих танков было десять уже известных нам PzKpfw III (Fl). Кроме них, еще 12 Jagdpanzer 38 должны были быть переоснащены огнеметами. Эти 12 Ягдпанцеров 38 были получены
прямо с конвейера 8 декабря 1944 года. Flammpanzer 38, захваченный американцами, имел серийный номер 322091, что указывает на то,
что шасси танка было изготовлено в декабре 1944 года. 3 января 1945 года Гитлеру продемонстрировали фотографии уже готовых
огнеметных танков PzKpfw III (Fl) и Flammpanzer 38.

Описание и спецификация

Огнемет Koebe был установлен в стандартную маску и имел ограниченный сектор горизонтальной и вертикальной наводки.
Резервуар с горючей смесью объемом 700 литров обеспечивал 60-70 выстрелов из огнемета.
Давление в системе поддерживал насос.
Воспламенение горючей смеси осуществлялось патронами. Пулемет MG 34, установленный на крыше машины, был оснащен специальным перископическим прицелом, позволявшим вести огонь, не высовываясь из боевого отделения.
Масса машины - 13500 кг, экипаж - чегыре
человека.
Толщина лобовой брони составляла 60 мм, бортовой и кормовой - 20 мм. Большой угол наклона лобовой брони повышал ее
эффективность. 20-мм броня ' защищала от бронебойных пуль и снарядных осколков.
Шасси ничем не отличалось от стандартного шасси Ягдпанцера 38. 
Двигатель - шестицилиндровый, жидкостного охлаждения
Praga АС рабочим объемом 7754 см3 мощностью 160 л.с. при 2600 мин1.
Коробка передач полуавтоматическая пятискоростная. Бортовые фрикционы типа
Вильсон. Ходовая часть состояла из четырех опорных катков большого диаметра.

Организация частей и боевое применение 


26 декабря 1944 года штаб группы армий "Г" доложил, что две роты огнеметных танков по
десять машин в каждой роте прибыли в Цвайбрюкен. Panzer-Flamm-Kompanie 352 начала боевые действия 25 декабря, а 30 декабря к ней присоединилась и Panzer-Flamm-Kompanie 353. Планировалось использовать обе роты для наступления в рамках операции "Нордвинд", а не
в Ареденнах, как это иногда неправильно сообщают.
31 декабря 1944 года штаб группы армий "Г" передал в штаб 1-й армии следующие инструкции по использованию огнеметных танков:

1. Обе роты оснащены огнеметными танками PanzerFlammwagen 38 (в каждой роте по 10 машин). На танках установлены огнеметы типа Koebe. Дальность действия огнеметов - 35 метров.
2. Использовать танки в бою следует концентрировано, учитывая боевые возможности машин.
3. Тактические принципы применения огнеметных танков подробно изложены в ип. 75/1 и 75/2.
4. Роты огнеметных танков должны быть безусловно приданы какому-либо танковому полку или батальону и действовать вместе с этим подразделением.
5. Самостоятельные действия категорически запрещаются. 23 февраля 1945 года из 352-й роты огнеметных танков поступило следующее боевое донесение:
"352-я рота огнеметных танков была придана 5-му танковому батальону 25-го танкового полка. Первый бой рота приняла во время атаки на город Хаттен. К этому времени 353-я рота потеряла семь танков и большую часть офицеров, и поэтому была влита в 352-ю роту. Во время атаки Flammpanzer 38 действовали против дотов и других полевых укреплений противника.
При этом огнеметные танки вступили в Хаттен, оторвавшись от пехоты и других танков.
В следующий раз огнеметные танки были использованы во время уличных боев в Риттерсхофене, где две машины были подбиты из
противотанковой пушки, а еще один танкп одорвался на мине и после демонтажа
вооружения был брошен. Все три танка были списаны, как не подлежащие ремонту. Опыт использования огнеметных танков позволяет
сделать следующие выводы:
1. Конструкция танка достаточно совершенна, танк обладает хорошей проходимостью. Благодаря низкому силуэту и высокой скорости машины могут быстро скрыться. Замена пушки на огнемет устранила перегрузку передней оси, что улучшило ходовые качества машины. Удельная мощность двигателя (160 л.с. на 13500 кг) очень благоприятна для танка.
2. Лобовая броня машины достаточно толстая. Противотанковые пушки противника
калибра 76 мм не в состоянии пробить ее даже с близких дистанций, однако бортовая броня
пробивается противотанковыми ружьями и осколками снарядов, Кроме того при попадании
снарядов в лобовую броню отмечаестся разрушение сварных швов.
3. Система огнеметания работает
великолепно, без каких-либо недостатков, однако огнеметная труба, предназначенная для защиты
огнемета, очень непрочная и легко прогибается, после чего огнемет может быть поврежден огнем
из стрелкового оружия. Этой неприятности можно избежать если снять трубу вообще.





Дальнобойность в 50 метров недостаточна, и должна быть увеличена минимум вдвое. К некоторым целям невозможно приблизиться на такое расстояние (мешают проволочные загорождения, надолбы и минные поля). Танки необходимо лучше герметизировать и обеспечить возможность безопасной аварийной эвакуации экипажа. Уплотнители должны быть усилены - в некоторых случаях наблюдалась утечка горючей смеси, что могло вызвать пожар, прежде всего в силовом отделении. Главный подающий шланг должен быть перенесен несколько вправо, чтобы освободить место для оператора огнемета.
4. Дополнительный пулемет MG 34, установленный на крыше боевого отделения оказался очень полезным. Ленточное или дисковое питание пулемета вполне адекватно. 
5. Опыт эксплуатации показал, что увеличение экипажа до четырех человек (командир, оператор огнемета, радист и механик- водитель) было оправдано. Первоначально экипаж должен был состоять из трех человек: механика-водителя, оператора огнемета и командира танка, который совмещал бы свои обязанности с обязанностями радиста. Введение дополнительного люка для радиста также хорошо себя показало поскольку обеспечило удобный
доступ к пулемету и облегчило аварийную эвакуацию экипажа.
6. Запаса горючей смеси в 700 литров хватает на 60-70 выстрелов. Огнеметы могут стрелять как холодной так и воспламененной смесью. Полевые укрепления (траншеи, стрелковые ячейки, и т.д.) следует сначала облить холодной смесью и затем дать выстрел смесью воспламененной. При таком режиме стрельбы горючая смесь успевает проникнуть внутрь укрепления и достигаются лучшие результаты, чем при стрельбе только лишь воспламененной смесью. Такой же метод применим и для дотов (дзоты можно уничтожать и простым выстрелом
воспламененной смесью).

Огнемет обладает достаточным разрушительным действием. Живая сила противника либо полностью уничтожается, либо получает тяжелые ожоги. Температура горения смеси высока, поэтому ожоги очень болезненны. При попадании горючей смеси, оружие и другое снаряжение раскаляются или сгорают. Дома, особенно щитовые и деревянные, немедленно загораются от горящей смеси. Возможности защитников атакованных дотов значительно сокращаются из-за высокой температуры и густых клубов удушливого дыма. 
Успешная атака на танки противника может быть осуществлена только при условии внезапного удара с близких дистанций, поскольку огнеметные танки не имеют тяжелого противотанкового вооружения. Чтобы вывести из строя танк противника есть только одна возможность - вызвать пожар в силовом отделении, попав туда струей горящей смеси.
Яркое пламя и густые клубы дыма оказывают на солдат противника большое деморализующее действие, которое нельзя недооценивать. Опыт атаки на Хаттен 9 января 1945 года показал, что солдаты союзников очень восприимчивы к деморализующему действию огнеметов.
7. Огнеметные танки должны действовать при поддержке обычных танков или других видов маневренного противотанкового оружия. Сами по себе огнеметные танки беззащитны против танков и противотанковых пушек противника. Исходя из особенностей огнеметных танков они очень эффективны при поддержке атаки пехоты на доты и полевые укрепления противника, а также в боях в лесу и в уличных боях. В последнем случае огнеметные танки поддерживают пехоту, которая занимает очищенную огнеметами территорию.
При обороне огнеметные танки успешно действуют в контратаках при условии, что им оказана достаточная поддержка обычными танками. Огнеметные танки никогда не следует использовать по одиночке. Боевые действия должны вестись как минимум взводом огнеметных танков одновременно. 
К 15 марта 1945 года в 352-й роте огнеметных танков оставалось 11 Flammpanzer 38.



Tiger I

На совещании, состоявшемся 4 декабря 1944 года, Гитлер поставил вопрос о необходимости иметь на вооружении дальнобойный огнемет, установленный на самом тяжелом из имеющихся танковых шасси. Таким танком был "Тигр". 29 декабря 1944 года на очередном совещании Гитлер вновь затронул вопрос о тяжелом огнеметном танке и предложил установить огнемет дальнобойностью до 200 метров на шасси Ягдтигра. 3 января 1945 года Гитлер опять вернулся к вопросу о тяжелом огнеметном танке с толщиной лобовой брони 250 мм.
На совещании Комиссии по развитию бронетанковой техники (Entwicklungskomission Panzer), состоявшемся 23 января 1945 года, полковник Крон доложил о положении дел в области разработки огнеметных танков. Новые огнеметы, работающие на сжатом азоте, имели дальнобойность порядка 120-140 метров. Чтобы достичь таких результатов давление в системе довели до 25 атмосфер. Огнемет предполагали установить в корпусе, на месте курсового пулемета. 800 литров горючей смеси (2x400) размещались во внутренних резервуарах. Этого количества смеси хватало на 16-20 выстрелов.
Поскольку весь полезный объем занимали резервуары, для других типов вооружения места не оставалось, поэтому был предложен альтернативный проект, согластно которому резервуар с горючей смесью должен был быть
размещен на прицепе. В этом случае все вооружение серийного "Тигра" оставалось на месте.
Оберлейтенант Отто доложил, что разработан огнемет дальнобойностью 140 метров, способный наводиться в секторе 10° во все стороны. Увеличение дальнобойности осуществлялось за счет утолщения струи, при этом дополнительный насос не устанавливали, а применяли сжатый азот. Регулировка давления в системе осуществлялась специальным 10-мм редуктором, который использовался кригсмарине.
Генерал-майор Томале сообщил, что в частях почти совсем отказались от применения огнеметов, но когда огнеметные танки появились у противника, о них заговорили вновь. Генерал-майор склонялся к мысли о том, что огнеметы лучше всего устанавливать не на танки, а на
бронеавтомобили, которые могут более эффективно подавлять огневые точки противника.
Генерал-майор подчернул, что "Тигр", вооруженный пушкой 8.8 cm KwK L/56 калибра 88 мм с боезапасом в 80 выстрелов, способной
поражать бронетехнику противника на дистанциях до 2500 метров, гораздо более эффективное оружие, чем огнеметный танк, способный произвести 16-20 выстрелов на расстояние 100 метров. По его мнению переделывать "Тигры" в огнеметные танки - непростительная роскошь.
Огнеметная система нуждалась в доводке. Выпуск "Тигров" падал из-за налетов союзнической авиации. Доктор фон Хайдекампф, который был противником перевооружения "Тигров", тем не менее заявил, что раз это приказ фюрера, то его необходимо безусловно выполнить.
Наконец все сошлись на том, что устанавливать огнемет на "Тигр" необходимо, но при этом надо продолжать выпуск Flammpanzer 38. 19 марта 1945 года огнеметный "Тигр" был включен в планы как активно разрабатываемый проект. Работы над этим проектом велись, несмотря на катастрофическое положение на фронте. Гитлер при встрече с генерал-лейтенантом Томале приказал установить на "Тигр" экспериментальный образец огнемета. Кроме того фюрер приказал химикам разработать состав горючей смеси, которая не уступала бы по своим характеристикам смеси, применяемой англичанами. Лобовое бронирование танка также должно было быть усилено, чтобы компенсировать необходимость приближаться к цели на 100 метров. 3 апреля 1945 года полковник Хольцхойер, глава Wa Pruef 6, во время личной встрече доложил фюреру о состоянии проекта schwerest-Flammpanzer auf Tiger I (тяжелый огнеметный танк на шасси "Тигра I". 
21-22 марта 1945 года состоялась первая встреча с представителями танковых фирм. Фирма Вегманн и К° взялась изготовить один огнеметный танк к 15 апреля при условии своевременной поставки комплектующих частей. 
"Тигр" и экспериментальный образец огнемета погрузили на поезд 17 марта 1945 года и из Кумерсдорфа они были отправлены в Кассель.
Железнодорожному составу был дан приоритет перед другими поездами. Несмотря на пристальный контроль из Берлина за продвижением состава, танк и огнемет так и не прибыли в Кассель до 3 апреля. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации танк был направлен на завод МИАГ в Брауншвейге, куда прибыли специалисты из Касселя. Эти специалисты и руководили работами по сборке огнеметного "Тигра". Из-за задержки в 17 дней,собрать танк к 15 апреля уже не было никакой возможности. Дальнейшее продвижение союзников в сочетании
с интенсивными бомбардировками полностью остановили работы над этой машиной.