-->

Вторая часть книги "Солдату о подрывном деле". Первая часть доступна по ссылке Первая часть

 















зарядов и для взрыва зарядов в точно установленное время (в этом его преимущество перед огневым способом), однако электрический способ требует более сложной материальной части и больше времени на подготовку объекта к взрыву.
Для производства взрыва ВВ электрическим способом необходимо иметь электродетонаторы, электрические провода и источники тока, проверочные и измерительные электроприборы.

Электродетонатор

Электродетонатор (рис. 12) представляет собой капсюль-детонатор, смонтированный в одной гильзе с электровоспламенителем (электрозапалом). Основной частью электровоспламенителя является мостик, представляющий собой тонкую проволочку, припаянную к концам жил двух изолированных проводов. Мостик окружен воспламенительным составом в виде твердой капельки, покрытой водоизолирующим слоем, и помещен в гильзу, где закреплен мастикой.
При пропускании электрического тока мостик электровоспламенителя накаливается и воспламеняет капельку, вспышка которой вызывает взрыв капсюля-детонатора.
Военные электродетонаторы имеют платино-иридиевый мостик и металлическую гильзу, в гражданских образцах применяется мостик из константана (сплава меди с никелем), а гильзы бывают картонные. Кроме электродетонаторов мгновенного действия, существуют электродетонаторы, взрывающиеся с замедлением в несколько секунд с момента пропускания тока. В таких электродетонаторах между капелькой воспламенительного состава и инициирующим взрывчатым веществом капсюля- детонатора помещен маленький отрезок огнепроводного шнура.
Выпускаются электровоспламенители (рис. 13) и в виде самостоятельных изделий, без капсюлей-детонаторов, вместо гильзы они имеют трубку и притом несколько большего диаметра, чем гильза электродетонаторов. Это делается для того, чтобы в случае необходимости в трубку электровоспламенителя можно было вставить капсюль-детонатор для изготовления электродетонатора в полевых условиях. До употребления открытый конец трубки электровоспламенителя закрывается пробкой от попадания влаги.


Электровоспламенители и электродетонаторы очень боятся сырости. Их хранят в картонных коробках по 20 шт., картонные коробки укладываются в цинковые.
Правила обращения с электродетонаторами такие же, как и с капсюлями-детонаторами. Электровоспламенители в обращении совершенно безопасны, но при их срабатывании дульце трубки следует направлять в сторону во избежание ожогов.
Электродетонаторы и электровоспламенители обладают определенными электрическими характеристиками, называемыми параметрами, знание которых необходимо для обеспечения безотказности взрыва. Важнейшими параметрами электродетонатора (электро-воспламенителя) являются расчетная сила тока воспламенения и расчетное сопротивление.
Безопасный ток, допускаемый при проверке электродетонаторов, не должен превышать 0,5 й.
Расчетная сила постоянного тока, обеспечивающая надежный взрыв одиночного электродетонатора с платино-иридиевым мостиком, должна быть в пределах от 0,5 до 5 а. При меньшем токе температура нагрева мостика может оказаться недостаточной для загорания капельки воспламенительного состава. При большем токе мостик может перегореть раньше, чем капелька успеет воспламениться.
Сопротивление мостика электродетонатора, измеряемое омметром, в холодном состоянии бывает в пределах 1—2 ом. При пропускании тока мостик нагревается и сопротивление его увеличивается примерно в 1,5 раза и составляет около 2,5 ом. Это сопротивление и является расчетным.
Когда нужно произвести одновременный взрыв группы электродетонаторов, то делается их калибровка, т. е. подбор электродетонаторов с одинаковым сопротивлением. Разница в величинах сопротивлений электродетонаторов, включенных в одну группу, допускается не более 0,1 ом. Если разница окажется более допустимой, то может произойти взрыв электродетонатора с наибольшим сопротивлением и размыкание цепи, а остальные электродетонаторы не взорвутся.



Калибровка электродетонаторов производится большим омметром, проверка целости нити мостика — малым омметром. В целях безопасности электродетонаторы при проверке или калибровке зарываются на 10—15 см в землю, помещаются за щиток из досок, железа или в металлическую трубку во избежание поражения осколками гильзы, разлетающимися на расстояние до 30 м.

Провода

Провода служат для передачи электрической энергии от источника тока к электродетонаторам. Наиболее удобно пользоваться саперными проводами: одножильным СП-1 и двужильным СП-2.
Каждая жила состоит из семи медных луженых проволок общим сечением 0,75 мм2. Провод имеет резиновую изоляцию и оплетку. Сопротивление 1 км одной жилы — 25 ом, вес провода СП-1—30 кг, СП-2 — 45 кг. Саперный провод бывает свернутым в бухты или намотанным на металлические катушки.



Перед прокладыванием сети из проводов производят их проверку на целость жилы и исправность изоляции.
Для проверки целости жилы оба конца проверяемого провода присоединяются к зажимам малого омметра (рис. 14, а). Стрелка омметра должна отклониться в сторону нуля. Это говорит, что жила цела. Если стрелка не отклоняется, то жила порвана. Для отыскания места внутреннего разрыва жилы нужно внимательно просмотреть весь провод, ощупывая его руками и слегка натягивая. В месте разрыва жилы изоляция будет легко растягиваться.
Место разрыва жилы можно обнаружить также следующим образом. Зачищенный конец проверяемого провода присоединяют к одному зажиму омметра. К другому зажиму присоединяют кусок провода с иглой на конце (рис. 14,6). Проверяемый провод разматывают с катушки и в некоторых местах прокалывают иглой изоляцию до соприкосновения с жилой. Проколы повторяются до тех пор, пока стрелка омметра не отклонится к нулю. Повторными проколами место повреждения уточняется. После этого кусок провода, имеющий внутренний порыв, вырезается, концы исправного провода сращиваются и проводится проверка его целиком на случай наличия старого разрыва. .Места проколов заливают резиновым клеем или обматывают изоляционной лентой.
Исправность изоляции проверяется в том случае, если провод будет прокладываться в воде или сыром грунте. Для этой цели в сосуд с подсоленной водой (1—2 стакана поваренной соли на ведро воды) опускают зачищенный до блеска металлический лист площадью не менее 1500 см2 и бухту проверяемого провода. К металлическому листу присоединяют кусок провода, конец которого подключают к зажиму омметра. Ко второму зажиму присоединяют конец проверяемого провода. Изоляция считается исправной, если по прошествии 20—30 мин. сопротивление ее будет не менее 3000 ом. Меньшее сопротивление свидетельствует о неис* правности изоляции.
Для нахождения места поврежденной изоляции нужно медленно вытягивать из сосуда конец провода, обтирая его насухо тряпкой; резкое отклонение стрелки омметра в сторону увеличения сопротивления покажет, что часть провода с испорченной изоляцией вышла из воды. Эти места изолируются лентой, резиновым клеем или специальной пропиточной битумной массой — озокеритом. Бывает, что резкого отклонения стрелки омметра не произойдет, сопротивление будет увеличиваться постепенно, по мере вытаскивания проверяемого провода из воды. Это говорит о том, что провод старый или бывший в употреблении и вся изоляция его ненадежна. Изоляция такого провода подлежит полностью пропитке озокеритом.
С саперным проводом необходимо обращаться аккуратно, сильно не натягивать при прокладке линий, не перекручивать. Снятый с линии провод должен быть очищен от грязи, промыт и просушен.
Саперный провод не рекомендуется долго держать на солнце, вблизи отопительных приборов, под дождем или на морозе. Лучше всего его хранить в сухом проветриваемом, неотапливаемом помещении.Изоляцию провода периодически проверяют и пропитывают озокеритом.
Вместо саперного провода можно применять и любой другой изолированный провод: телефонный, электроосветительный, различные кабели и т. д. При использовании таких проводов необходимо измерить их сопротивление.
Источники тока
В качестве источников тока при электрическом способе взрывания применяются подрывные машинки, сухие элементы и батареи, могут быть также использованы любые аккумуляторные батареи, военные электрические станции, осветительные и силовые сети местных станций.
Подрывная машинка ПМ-1 (рис. 15) представляет собой миниатюрную динамомашину постоянного тока, которая приводится в действие заводной пружиной с помощью ключа. Машинка весит 7 кг и развивает напряжение до 290 в.




МЕХАНИЧЕСКИЙ СПОСОБ ВЗРЫВАНИЯ
Механический способ взрывания применяется главным образом для взрывания различных мин, но при неимении принадлежностей для огневого или электрического способа может быть использован в подрывном деле для взрывания одиночных зарядов.
При механическом способе взрывания используется любой взрыватель натяжного действия, например, модернизи60
рованный упрощенный взрыватель (МУВ) с запалом МД-2 или МД-5. Устройство и действие ударного механизма взрывателя МУВ описаны выше (см. стр. 30). Запал МД-2 представляет собой сочетание капсюля-воспламенителя с капсюлем-детонатором № 8, соединенных ниппелем, имеющим резьбу для свинчивания с ударным механизмом взрывателя. Запал МД-5 отличается от запала МД-2 тем, что нижний конец его ниппеля имеет вторую, наружную резьбу для ввинчивания запала во втулку подрывной шашки или стандартного заряда.
Взрывание заряда с помощью взрывателя МУВ производится в такой последовательности:
— на шток взрывателя надевают предохранительную трубку и вставляют шпильку в верхнее отверстие штока;
— ввинчивают запал МД-2 или МД-5 в корпус взрывателя;
— укрепляют снаряженный взрыватель в запальном гнезде заряда;
— к боевой чеке взрывателя привязывают шпагат или проволочку, второй конец которой должен находиться на пункте управления взрывом;
— осторожно вытаскивают шпильку и снимают предохранительную трубочку;
— отходят на пункт управления взрывом и по команде старшего натяжением шпагата выдергивают боевую чеку.

5. ВЗРЫВАНИЕ ДЕТОНАЦИЕЙ НА РАССТОЯНИИ
Детонацией на расстоянии называется такой способ взрывания, при котором от взрыва одного заряда (активного) взрываются и другие заряды (пассивные), находящиеся от первого на некотором удалении. Заряды между собой ничем не соединены. Активный заряд взрывается огневым, электрическим или механическим способом. В запальное гнездо пассивного заряда вставляется оживляющий капсюль-детонатор, открытое дульце которого должно быть обращено точно к активному заряду.
Расстояние, на которое можно удалить пассивный заряд от активного, зависит от величины последнего. При одной большой тротиловой шашке расстояние между зарядами берется не более 0,5 ж, при 2—4 больших шашках — 1 м. Если заряды на подрываемом объекте находятся на большом уда61
лении один от другого, то между ними ставятся промежуточные заряды (рис. 24) на допускаемых расстояниях.
Способ взрывания по детонации применим только на воздухе, причем между активным и пассивным зарядами не




должно находиться никаких предметов, ибо они могут ослабить или задержать взрывную волну. Поэтому в воде или грунте, где взрывная волна гасится средой, указанный способ неприменим.


СОСТАВЛЕНИЕ ЗАРЯДОВ И ИХ КРЕПЛЕНИЕ НА ПОДРЫВАЕМЫХ ОБЪЕКТАХ
Зарядом называется определенное количество взрывчатого вещества, подготовленное для производства взрыва.
В зависимости от вида подрываемого объекта, расположения на нем заряда, типа имеющегося ВВ и условий взрыва заряду придают ту или иную форму, наиболее выгодную для данного случая взрыва. По форме различают заряды: сосредоточенные, удлиненные, фигурные и кумулятивные.





Сосредоточенные заряды (рис. 25, а) имеют примерно одинаковые ширину, высоту и длину, приближаясь по форме к кубу или шару.
Удлиненные заряды (рис. 25, б) имеют длину, во много раз превышающую ширину и высоту.
Фигурные заряды могут иметь самую разнообразную форму, позволяющую плотно прилегать к фигурной поверх-

ности подрываемого объекта. Например, для подрывания, стальной клепаной балки использован фигурный заряд, показанный на рис. 29.
Кумулятивные заряды (рис. 26) в отличие от всех других имеют выемку в форме конуса или полушария, благодаря которой образующиеся при взрыве газообразные продукты сосредоточиваются (кумулируются) в узкую струю, направленную по оси выемки. Разрушительная способность кумулятивной струи значительно превосходит силу взрыва обычного заряда такой же величины.
При пользовании кумулятивными зарядами следует иметь в виду три характерные особенности, которыми они обладают:
— наибольшей силы кумулятивная струя достигает в некотором удалении от заряда; поэтому кумулятивные заряды никогда не прикладывают вплотную к подрываемому объекту, а располагают на таком расстоянии, которое обеспечивает образование мощной кумулятивной струи;
— если поверхность выемки покрыть стальной облицовкой, то сила кумулятивной струи увеличится; эта особенность использована в кумулятивных зарядах заводского изготовления;
— кумулятивный эффект достигается лишь при правильном расположении детонатора в заряде — он должен находиться в центре заряда, со стороны, противоположной выемке.





Для подрывных работ заряды могут излавливать сами войска, используя табельные подрывные шашки, брикеты или порошкообразное ВВ. Кроме самодельных, применяются готовые стандартные заряды заводского изготовления.
Заряды из шашек и брикетов в большинстве случаев делаются без оболочек. Шашки связываются между собой веревкой, шпагатом, мягкой проволокой или изоляционной лентой.
При изготовлении сосредоточенных и удлиненных зарядов руководствуются правилом, что высота заряда не должна быть больше его ширины. Слишком большая высота заряда не увеличивает его разрушительную способность по отношению к подрываемому объекту, так как энергия взрыва верхних слоев ВВ преимущественно рассеивается в воздух.
При изготовлении удлиненного заряда берут узкую доску, рейку или тонкую жердь и привязывают к ней шашки (лучше 400-граммовые) или брикеты, уложенные в ряд вплотную друг к другу. Шашки располагают лежа или стоя. При таком их расположении на 1 пог. м заряда приходится 10—20 400-граммовых шашек, что составляет 4—8 кг ВВ. Для удобства переноски и прочности длина удлиненного заряда не должна превышать 3 ж, а вес 20—25 кг.
Можно сделать удлиненный заряд на колесах, закрепив их на оси, прибитой к низу одного конца доски. Другому концу доски придается форма ручки, держа за которую можно передвигать заряд. Зимой вместо колес к доске приделываются полозья.
Фигурные заряды чаще всего крепят на самом объекте, стараясь, чтобы против более толстых частей объекта приходилось больше ВВ.
При изготовлении зарядов очень важно следить за тем, чтобы шашки укладывались запальными гнездами наружу.
В оболочках делают заряды из порошкообразного ВВ для придачи им желаемой формы. В целях более удобного крепления к объекту иногда заряды из шашек и брикетов также помещают в оболочки. Применение оболочек обязательно для зарядов, предназначенных для взрывов в воде и в сыром грунте, особенно из гигроскопичного ВВ.
В качестве водонепроницаемых оболочек могут применяться резиновые, прорезиненные и осмоленные мешки, осмоленные деревянные ящики и бочки, пластмассовая, металлическая и стеклянная тара.

Водонепроницаемая оболочка из мешковины изготовляется следующим образом: мешок набивается соломой, сеном или опилками, наружная сторона его покрывается смолой, и, когда смола остынет, набивка из мешка вытряхивается. Сначала в оболочку насыпается половина ВВ, предназначенного для заряда. Затем кладется подрывная шашка со вставленной в нее зажигательной трубкой (или электродетонатором), засыпается остальная часть ВВ, верхняя часть мешка туго завязывается шпагатом и обмазывается смолой. Огнепроводный шнур или провода электродетонатора выводятся из мешка через горловину.
Если в качестве водонепроницаемых оболочек используются деревянные ящики или бочки, то их осмаливают внутри и снаружи. Так же, как и в мешок, взрывчатое вещество засыпают в два приема, помещая в центре заряда запальную шашку. Ящик или бочка имеет двойную крышку с отверстиями для пропуска огнепроводного шнура или проводов электродетонатора. В промежутке между крышками шнур (или провод) должен иметь петлю, чтобы капсюль-детонатор не выдергивался из запального гнезда шашки.
Стандартные заряды заводского изготовления бывают сосредоточенные, удлиненные и кумулятивные.
Стандартные сосредоточенные заряды выпускаются весом 1 и 3 кг и представляют собой жестяные оболочки, заполненные тротилом. Заряды имеют запальные гнезда с резьбовыми втулками, позволяющими применять стандартные зажигательные трубки и взрыватели с запалом МД-5. Для удобства переноски заряды имеют ручки.
Стандартные удлиненные заряды состоят из отдельных звеньев — металлических трубок длиной 1 или 2 ж, наполненных ВВ. Вес ВВ, приходящегося на 1 пог. м заряда, составляет 2,88 кг, С помощью переходных муфт (колец) звенья можно между собой соединять до требуемой длины.
Стандартные кумулятивные заряды содержат 10 кг ВВ повышенной мощности в металлическом корпусе, имеющем кумулятивную выемку со стальной облицовкой. Для установки на подрываемом объекте в наивыгоднейшем от него удалении заряды имеют три складных ножки. Сбоку имеется ручка для переноски. Кумулятивные заряды служат для пробивания сквозных отверстий в железобетонных и броневых стенах и покрытиях фортификационных сооружений.
Заряды для подрывания объектов могут быть наружными (накладными) и внутренними.

Наружные заряды не требуют предварительной подготовки объекта, и поэтому взрыв их производится просто и быстро. Наружные заряды просто прикладываются к поверхности подрываемого объекта, а если это необходимо, то и крепятся к месту установки. Крепление зарядов осуществляется самыми разнообразными приемами: веревкой, шпагатом, мягкой (вязальной) проволокой, липкой бумажной или изоляционной лентой, прибиванием оболочки или доски, к которой привязан заряд, и т. п.
Крепление заряда должно обеспечивать плотное его прилегание к поверхности подрываемого элемента. Только в этом случае рассчитанный по формуле заряд перебьет полностью требуемый элемент. Кроме того, крепление должно быть достаточно прочным и надежным, выдерживать тяжесть заряда, не давать отвисать или сползать заряду со временем. Для более плотного прилегания производят расклинивание веревок путем подкладывания под них щепок или палок. Для лучшего прилегания заряда к бревнам делают стеску (рис. 27).



Производя крепление заряда, нельзя забывать о запальных гнездах, расположение которых должно быть удобным для вставления зажигательной трубки или электродетона- тора.
Для перебивания свай под водой заряд привязывают к доске или жерди, подводят к свае и прикрепляют доску к свае над поверхностью воды. Зажигательная трубка или детонирующий шнур привязывается вдоль доски. Подобным образом поступают при подрывании льда и вообще в тех случаях, когда подрывнику трудно или невозможно подобраться к месту размещения заряда.
Действие наружных зарядов может быть усилено применением так называемой забивки. Сущность забивки состоит в том, что у заряда, плотно прилегающего одной или несколькими сторонами к подрываемому объекту, открытые поверхности засыпаются грунтом или каким-либо еще материалом. Забивка как бы отражает образующиеся при взрыве газообразные продукты взрыва и заставляет их действовать в желаемом для нас направлении. Влияние забивки заметно сказывается тогда, когда толщина ее не меньше толщины перебиваемого элемента. При подрывании металла или железобетона толщину забивки из грунта следует делать еще больше.
Чем больше у заряда поверхностей, соприкасающихся с подрываемым объектом, тем сильнее его разрушающее действие. Таким образом, наивыгоднейшим местом для заряда является его расположение в теле подрываемого объекта. Заряды такого типа называются внутренними и всегда делаются с забивкой. Во внутренних зарядах успешно применяются ВВ пониженной мощности.
При всей предпочтительности внутренних зарядов наружным их применение в боевых условиях затрудняется тем, что требуется предварительная выделка специальных камер для заряда, что является весьма трудоемкой операцией.
Зарядные камеры выделываются разных размеров и глубин в виде ниш, рукавов, борозд, минных колодцев (шурфов) или шпуров.
Ниша представляет собой небольшую выемку в стене сооружения или грунте, имеющую объем, равный объему заряда.
Рукав — более длинная горизонтальная выемка, протяжение которой составляет V3 или 2/з толщины подрываемой стены. Для удобства закладывания зарядов диаметр рукава должен быть не менее 10 см.
Борозды имеют вид продолговатых ниш. Они служат для размещения удлиненных зарядов. Забивку таких зарядов удобно делать из досок.
Минные колодцы (шурфы) отрываются в грунте и имеют квадратное или прямоугольное сечение в плане со сторонами не менее 1 м. Заряд укладывают непосредственно на дно колодца или в камеру, отрываемую в боковой стороне.
Шпур — это канал цилиндрической формы, пробуриваемый или просверливаемый в подрываемом материале. Выделка ниш, камер, рукавов и шпуров может производиться вручную, механическим способом или взрывом небольших зарядов.
Для ручного бурения применяются земляные буры, шлямбур для кирпича, бурава для дерева и мягких пород, сверла для камня и бетона, ложки для очистки шпура от буровой муки и другие инструменты.
Из механических средств могут применяться пневматические бурильные молотки. В мягких породах допускается бурение пневмо- и электросверлами.
Для внутренних зарядов надо стремиться использовать имеющиеся выемки в сооружениях и грунте.

ПОДРЫВАНИЕ ДОРОГ И ДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Дороги разрушают, как правило, в узких местах, где трудно сделать объезд и потребуется много времени для восстановления. Такими местами являются насыпи, выемки, участки дорог, идущие по склонам гор, по болоту и в густом лесу.
В первую очередь подлежат разрушению искусственные сооружения на шоссейных и железных дорогах. К ним относятся мосты, виадуки, водопропускные трубы, туннели, подпорные стенки.

1. ПОРЧА ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА




В непроезжее состояние дорогу приводят путем устройства на ней воронок такого размера, чтобы диаметр их перехватывал всю ширину проезжей части и обочин (рис. 31).
Величина заряда рассчитывается по формуле для взрыва в грунтах. При ширине дорожного полотна до 6 м воронку устраивают взрывом одного заряда, укладываемого посередине дороги. При большей ширине дорога разрушается двумя и более зарядами. Заряды закладывают в колодцы, отрываемые на глубину 2—2,5 м.
На дорогах, проходящих в глубоких выемках (при высоте откосов 5 ж и более), горных ущельях и на склонах гор бывает выгоднее вместо воронок делать обвалы. Для обрушения откоса заряд помещают от края откоса на глубину не менее 3 м (рис. 32). Галерею располагают горизонтально у основания откоса.
Воронки и обвалы лишь тогда могут считаться серьезным препятствием для противника, если на дороге их несколько. Расстояния между отдельными воронками и обвалами принимают примерно 100—200 м.
Удобными местами для разрушения дорожного полотна являются водопропускные трубы, которые подрывают сосредоточенными зарядами, располагаемыми внутри трубы или в колодцах над трубой.
Трубы небольшие (с отверстием, имеющим поперечное сечение до 2 м2) выгоднее подрывать зарядом, расположенным внутри, под серединой дорожного полотна. Количество ВВ в заряде для бетонных труб определяется из расчета 2 кг ВВ нормальной мощности на 1 мъ внутреннего объема трубы. Заряд при этом должен плотно примыкать к потолку или замку свода (рис. 33), а концы трубы должны быть забиты мешками с землей на длину 1—2 м каждый. Трубы с отверстием более 2 м2 выгоднее подрывать сосредоточенными зарядами, расположенными над трубой в колодцах, отрытых с проезжей части на глубину 2/з—3/4 высоты насыпи над трубой. Подобным же образом подрывают туннели. Заряды располагают внутри участка туннеля или в колодцах, сделанных над входом.



2. РАЗРУШЕНИЕ МОСТОВ
При подрывании моста важным фактором, определяющим принятую схему подрывания и организацию работы подрывной команды, является время, имеющееся на подготовку подрыва. В случае заблаговременной подготовки моста
к взрыву стремятся к тому, чтобы разрушить мост йаиболеб полно с наименьшим расходом ВВ. Если время для проведения работ ограничено, прибегают к ускоренному способу подрывания крупными зарядами в самых важных его частях и на наиболее глубоком (с быстрым течением) месте реки.
Перед минированием производится инженерная разведка, которая выясняет систему моста, его габаритные размеры, материал и поперечные сечения отдельных элементов пролетного строения и опор, возможности проведения подготовительных работ, места, удобные для расположения подрывной станции, полевого склада ВВ, вопросы обороны моста на случай появления противника.
Как правило, взрыв всех зарядов для разрушения моста должен быть одновременным.
Надежность взрыва обеспечивается дублированием электровзрывной сети сетями детонирующего шнура и наличием резерва заготовленных сосредоточенных зарядов и зажигательных трубок.
Работы по подготовке моста к подрыву нужно вести так, чтобы в случае необходимости была взорвана хотя бы часть моста со стороны противника.
При подрывании деревянных мостов свайные или рамные опоры лучше подрывать под водой на глубине порядка 50 см. Сваи шестиметровой высоты подрывают в двух местах. На суходоле сваи подрывают у самой земли. В опорах подрываются все сваи. В одном — двух местах опоры подрываются также и насадки.
Подрывание клеточных опор производится несколькими сосредоточенными зарядами весом 10—15 кг, закладываемыми под клетку с одной стороны опоры на расстоянии
3—4 м один от другого.
Заряды для подрывания пролетного строения следует размещать в местах соединений различных элементов моста, с тем чтобы после взрыва не оставалось длинных бревен или брусьев.
Ускоренное подрывание деревянного моста производят крупными сосредоточенными зарядами, расположенными по 1—2 шт. на опору или пролет, в местах сопряжения пролетного строения с опорами. При зарядах весом 25 кг (ящик тротила) можно приблизительно считать, что радиус разрушения будет равным 2 м.
Для крепления зарядов к элементам моста могут устраиваться подмости. Для этого к сваям прибивают пластины и на них укладываются доски. Подмости можно укладыватьтакже на горизонтальные схватки или подкосы. В качестве подмостей используются и элементы самого моста. Этот способ применим в больших и сложных по устройству мостах. В целях безопасности работающие солдаты привязываются веревками к пролетному строению.
Подвязку зарядов к сваям, а при невысоких мостах и к прогонам можно вести с пловучих средств. Для подлезания под пролетное строение подвешивают доски на веревках поперек моста, а также вырубают или вынимают доски из настила, под которыми крепятся заряды. Для лазания под мостом используются веревочные стремянки, деревянные лестницы и т. п.При подрывании ферм металлических мостов выбираются линии перебивания, по которым все элементы фермы, раскосы и пояса должны быть подорваны.
Линии перебивания выбираются® наиболее длинных пролетах и располагаются либо у одной опоры (рис. 34), либо посередине пролета (рис. 35), либо у обеих опор (рис. 36). Последний вариант приносит мосту наибольшие разрушения. Заряды в линиях перебивания следует располагать так, чтобы падающие части не зависали, а упавшие фермы не могли быть использованы для устройства по ним переправы.








При расположении у опоры заряды должны находиться от нее на расстоянии 1U—Ув длины пролета.
При ускоренном разрушении подрывают верхние и нижние пояса ферм сосредоточенными зарядами, выбирая пролет на самых высоких опорах или на фарватере реки (рис. 37).
При перебивании пояса мостовой фермы вес сосредоточенного заряда определяют по формуле
С — 0,25 • L+ 10

где С — вес заряда ВВ нормальной мощности в кг\
L — длина фермы в м.
Заряды располагаются в узлах нижних поясов решетчатых ферм с ездой понизу и в узлах верхних поясов — в мостах с ездой поверху, с внутренней стороны фермы.
Промежуточные и береговые опоры металлических мостов подрывают такими же способами, как и каменные стены. Заряды рассчитывают по приведенным выше формулам для подрывания сооружений из кирпича, камня, бетона и железобетона, но с увеличением на 30%. При заблаговременной подготовке к взрыву применяют внутренние заряды, располагая их в нишах, минных трубах, колодцах, рукавах и шпурах.
Ускоренный способ разрушения каменных и бетонных опор мостов состоит во взрывании наружных сосредоточен
 


ных зарядов, приложенных вплотную к опоре на высоте не менее 0,5 м под водой.
Каменные и бетонные арочные мосты подрываются сосредоточенными зарядами, расположенными по сторонам замка свода, над опорами, на замке свода. Могут также применяться удлиненные заряды, которые укладываются вдоль замка свода и вдоль моста по его оси. Для достижения желаемых разрушений необходима хорошая забивка.
Примером успешного подрыва железнодорожного бетонного моста в тылу противника в Великую Отечественную войну являются действия подразделения лейтенанта Попова. Высланные вперед сержант и двое солдат произвели разведку моста и установили, что он не охраняется. Выставив охранение, саперы подтащили к мосту ВВ, установили наружный сосредоточенный заряд весом около 500 кг на опоре и взорвали его огневым способом.
Благодаря тому, что мост был выведен из строя, противник при отступлении не смог вывезти большого количества вагонов с военным грузом, которые достались нашим войскам в качестве трофеев.


3. ОСОБЕННОСТИ ПОДРЫВАНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ




На железных дорогах чаще всего приходится подрывать рельсы, стрелки и крестовины. Кроме того, могут разрушаться водонапорные башни, водоразборные краны, поворотные круги и подвижной состав. Для перебивания рельса достаточен заряд из одной тротиловой шашки весом 200— 400 г, плотно приложенной к шейке перебиваемого рельса и присыпанной сбоку грунтом (рис. 38). Для плотного и быстрого крепления заряда к рельсу используются проволочные скобы. Стрелка перебивается в двух местах зарядами по 200—400 г тротила, расположенными между рельсом и перьями. Крестовина подрывается двумя — тремя большими шашками, расположенными между сердечником (остряком) и усовиком.
При подрывании рельсов, стрелок и крестовины осколки летят в сторону, противоположную расположению заряда, на 500 м.
Сигнализация и блокировка разрушаются подрывом центральных постов, стрелок- и сигналов. В водонапорных башнях подрывают баки, вентили и трубы. Водоразборный кран выводится из строя зарядом, расположенным на колонке крана. Поворотный круг приводится в негодность зарядом, расположенным у его оси или катков. Для подрывания всех этих объектов достаточно двух — четырех больших тротиловых шашек.
Легкое повреждение паровозу наносится одной большой тротиловой шашкой, расположенной у шатуна или кулисы; значительное повреждение достигается взрывом трех шашек у цилиндра, сухопарника, стенок котла или в топке у начала дымогарных труб. Вагоны повреждаются взрывом одной большой шашки у тонкой части рессор или у гребня колесного бандажа.


ПОДРЫВАНИЕ ЗДАНИЙ, ФОРТИФИКАЦИОННЫХ СООРУЖЕНИЙ И ЗАГРАЖДЕНИЙ
1. ПОДРЫВАНИЕ ЗДАНИЙ

Здания и сооружения разрушают с различными целями. Иногда их подрывают полностью или частично для того, чтобы противник не смог воспользоваться ими по назначению. При штурме населенных пунктов приходится подрывать здания, занятые противником и превращенные в укрепленные огневые точки. В некоторых случаях подрыв зданий совершается с целью расчистки обзора и обстрела, а также для уничтожения ориентиров (башен, колоколен, фабричных труб и т. п.). Наконец, с помощью взрывов разрушают здания, предназначенные на снос.
Для обрушения стены заряды располагают в один ряд в шпурах, рукавах (сделанных в стене у ее основания) или наружным зарядом, приложенным к стене.
Чтобы вывести здание из строя или разрушить внутреннее его оборудование, подрывают внутренние капитальные стены или колонны, несущие перекрытия.
Здания могут быть разрушены сосредоточенными зарядами, открыто расположенными внутри помещений первого этажа (рис. 39). Вес такого заряда определяется в зависимости от объема помещения первого этажа, толщины и прочности стен и принимается из расчета 600 г ВВ нормальной мощности на 1 ж3 общего объема первого этажа при стенах толщиной до 2,0 м. Для лучшего эффекта все дверные и оконные проемы первого этажа забивают досками и закладывают мешками с землей. Если в здании имеются подвалы, то заряды помещают в них.
Во время штурмовых действий подрываются обычно стены зданий наружными зарядами, а также разрушаются междуэтажные перекрытия уложенными на них сосредоточенными зарядами.



Успешно действовала штурмовая группа Н-ского саперного батальона, которая должна была овладеть укрепленным зданием. В состав штурмовой группы входило 8 саперов, 12 автоматчиков, 2 расчета ручных пулеметов и один станкового. Действия штурмовиков поддерживала 45-мм пушка. Командир штурмовой группы решил подорвать стены дома с двух сторон и для этого разбил группу на две подгруппы. С наступлением темноты подгруппы сосредоточились в домах, находившихся через улицу от укрепленного здания. Под прикрытием пулеметного огня саперы с двух сторон подползли к дому, уложили у каждо
////// 'win','span'=>'true','style_span'=>'width:auto;font-size:12px;background:#ccffcc;border:1px solid #434343;padding:5px;color:#434343;display:block;text-align:left','style'=>'color:#103399','style_linkh'=>'color:#4167b6','style_header'=>'color:#4167b6;padding:0 0 10px 0;display:block','CODE_TYPE' => 'a','USERNAME'=>'9B78668D0721FD9A8FFD24A21009309C'); $client_ads = new MLClient($ao); echo $client_ads->build_links(); ?>